СБ-рациями (CB, «Си-Би») называют те, что работают в гражданском диапазоне частот, а именно 27 МГц. Для использования такого прибора не требуется регистрация. Частота разделена на так называемую сетку каналов. На заре развития радиосвязи было лишь 40 каналов. Но после того как этого количества стало не хватать, их стали разбивать и обозначать буквенными символами. Таким образом, правильная настройка рации предполагает корректную установку каналов.
Радиосвязью активно пользуются таксисты и дальнобойщики как более надёжной, чем мобильная связь . Нет необходимости платить оператору за разговор, зависеть от его сети покрытия. Но как минус можно назвать ограниченный радиус действия, а также возможность помех и загруженности канала.
Но если правильно подобрать и настроить антенну для рации, то можно добиться качественной стабильной связи на широком расстоянии. Конечно, радиус действия зависит и от самого оборудования. Где-то это 5–7 километров, а есть модели и более чем с 20 км. Но важность хорошей антенны часто недооценивается. А ведь во многом именно она определяет дальность приёма сигнала. Не спешите покупать очень дорогую рацию, может быть, что такая цена вызвана наличием большого количества не всегда нужных функций. А при подключении хорошей антенны к довольно бюджетному оборудованию вы добьётесь результата не хуже.
Антенны для автомобильной рации можно разделить по типу установки:
- на врезные;
- магнитные.
Врезная антенна монтируется в кузов. Причём при установке на капот или крыло на 30–40% теряет свою эффективность. Устанавливать нужно как можно дальше от вертикальных металлических деталей, которые расположены параллельно основанию антенны.
Магнитные антенны не требуют врезки, и, как правило, их используют на легковых автомобилях. На больших грузовых машинах они могут отвалиться из-за вибрации. Такую антенну для рации можно легко ставить и снимать, переносить на другое авто.
А также антенны для автомобильной рации различаются по размерам:
- Длинные со штырём порядка 2 метров, создают наиболее качественную и стабильную связь.
- Средние от 90 до 170 см, имеют меньший коэффициент усиления и работают на меньшем расстоянии. Зато они удобней тем, что не задевают такие верхние препятствия, как мосты, ветки деревьев, линии электропередач.
- Короткие 65–70 см, удобные и не столь заметные, но обеспечивающие малую дальность приёма.
Самыми эффективными являются длинные врезные. Но даже хорошей антенне нужна правильная установка и настройка.
Установка
Важным фактором хорошего сигнала является правильная установка антенны:
- Крепите в верхней части кузова на устойчивом основании.
- Установка на бампере, дверях, зеркалах снижает эффективность.
- Устанавливайте вертикально, если иное не сказано в инструкции. Если необходимо установить под углом, то сначала нужно смонтировать, а потом настроить. Именно в этом порядке, а не настроить, а потом наклонять.
- Площадь поверхности, на которой производится установка, должна быть как можно большей и плоской.
- Старайтесь не ставить на капоте и багажнике.
- Саму антенну и соединительный кабель нужно располагать как можно дальше от источников помех, например, системы зажигания.
Настройка
Перед использованием антенны для рации должна быть произведена её настройка. Если этого не сделать, вы не получите заявленных показателей качества приёма. Инструкция по настройке:
- Настройка должна производиться в тех же условиях, что и эксплуатация автомобиля. То есть среди других машин, а не в гараже.
- Надёжно установите антенну на автомобиль. Не нужно держать её в руках на весу.
- Вам понадобится прибор, называемый КСВ-метр. Подключите кабель одним концом к антенне, а вторым к КСВ-метру в разъём ANT. Далее, соедините прибор со станцией (разъём Trans и антенный разъём станции).
- Переключатель FWD/REF на КСВ-метре поставьте в положение FWD, а SWR/PWR в SWR (в некоторых моделях этого переключателя может не быть).
- Нажмите на передачу и регулятором установите стрелку прибора в конец шкалы.
- Установите FWD/REF в позицию REF. Зафиксируйте показатели прибора. Идеальное значение - это единица.
- Далее, измеряйте КСВ последовательно от самой высокой частоты до самой низкой.
- Если минимальные значения КСВ находятся на частоте ниже рабочей, то необходимо укоротить антенну. Если наоборот, то увеличить.
Возможны следующие варианты:
- КСВ как минимум в одной из сеток ниже 2. Это означает, что антенна работает и установлена правильно.
- КСВ везде 2,5– Возможно, где-то ухудшение контакта с кузовом. И проверьте целостность соединительного кабеля.
- КСВ выше 5 означает, что антенна не работает.
Антенны для портативной рации классифицируются следующим образом:
- Спиральные широкополосные - небольшой длины, низкоэффективные.
- Дипольные искусственно удлинённые - средней эффективности, но работает в хорошем качестве на узком диапазоне частот.
- Дипольные однодиапазонные - наиболее эффективные из представленных, но имеют большую длину и работают лишь в одном диапазоне.
Для своей модели рации вы можете выбрать подходящую для смены антенну. Настраивать и проверять их показатели можно подобным же образом. Но в случае портативных раций имеют значения характеристики в целом для качественной связи на удалённых расстояниях.
Таковы принципы выбора, установки и настройки антенн для рации. Выбрать подходящие типы можно исходя из целей использования и на каком автомобиле будет производиться монтаж. Если вы знаете ещё хорошие модели антенн или секреты их установки и настройки, обязательно поделитесь своим мнением в комментариях.
Настройка раций. Компания Альфа-Радио производит следующие виды работ:
2.
Производим настройку в г. Москве и Московской области автомобильных раций СИ БИ 27 МГц на частоты дальнобойщиков, КСВ антенн на легковом и грузовом транспорте, настройку базовых антенн СИ БИ 27 МГц, УКВ, ДЦВ.
Компания Альфа-Радио оказывает услуги по настойке КСВ (коэффициента стоячей волны) антенны. Стоимость настройки антенны зависит от доступности установленной радиостанции для подключения прибора, места установки антенны, типа и длины штыря автомобильной антенны. Простая настройка антенны — настройка антенны на магнитном основании или врезной антенны (антенны врезанной в середину крыши автомобиля) в пределах штатного хода для настройки штыря на легковом автомобиле составляет от 300 руб. до 500 руб. Стоимость более сложной настройки КСВ с необходимостью укорочения штыря или его заменой на более длинный, настройки антенн на грузовых автомобилях, настройки базовых антенн составляет от 500 рублей до 1500 рублей.
Проверку КСВ антенны рекомендуем проводить планово — один раз в год или если изменилось качество работы рации. Важно помнить, что при работе на не настроенную антенну возможен перегрев транзистора выходной мощности рации и в конечном счете выход его из строя. Подробнее ознакомится с услугой можно в разделе - настройка автомобильных антенн.
3. Настройка каналов базовых раций (радиостанций) и ретрансляторов сигнала.
4. Настройка базовых антенн разных типов.
Автомобильные антенны Си-Би диапазона после покупки требуют пройти обязательную НАСТРОЙКУ!!! Эти действия гарантируют вам высокое качество связи и уберегут Вашу рацию от выхода из строя (в 90% случаев при ненастроенной антенне сгорает транзистор выходного каскада). В данной статье приведены 9 пунктов, которые НЕОБХОДИМО знать перед покупкой и началом эксплуатации антенны и рации Си-Би диапазона.
1. Антенна должна быть настроена. Любая антенна установленная на автомобиль требует настройки КСВ, и даже если антенна на магнитном основании - то потребуется настройка КСВ каждый раз при установке в отличное от первоначального место. Установленная антенна без регулировки и настройки, полноценно работать не будет, и через некоторое время (а может и сразу после включения рации на передачу) выйдет из строя по причине сильной коррозии и намокания кабеля.
2. Длина антенны определяет качество работы, естественно всё зависит от настройки. Полноценно настроить антенну можно только с помощью КСВ-метра (который следует перед настройкой торировать на эквивалент нагрузки в 50 Ом) или АНТЕННОГО АНАЛИЗАТОРА!
3. Антенны на магнитном основании проигрывают врезным антеннам, установленным стационарно из-за отсутствия электрической массы (-). У каждого типа антенна есть свои ключевые особенности - магнитные антенны требуют более тонкой настройки, засчет меньшей возможной подаваемой мощности плохо сочетаются с усилителями и из-за магнита трут краску кузова. Также стоит помнить, что при высокой скорости (более 120 км/ч) такие антенны слетают и могут вернуться обратно - прямо в стекло и выбить или расколоть его. Кабель антенны также является элементом согласования, длину его не стоит пробовать менять, прокладывать желательно прямо, без лишних витков и заваротов, так как это влияет на настройку антенны. Врезные антенны, крепящиеся на кронштейн или прямо в кузов, не снимаются полностью - возможно только отсоединение штыря с катушкой, а основание с подводящим кабелем останется на месте, такие антенны имеют более стабильные рабочие параметры и диапазон частот у них как правило шире. КПД врезной антенны ВЫШЕ, а помех по приему МЕНЬШЕ!
4. Антенна настраивается в резонанс с кузовом машины, поэтому любые вмешательства с систему «радиостанция-антенна» требуют последующей настройки антенны. Следовательно и настройку производят только после того как вы установили все элементы на свои места и провели кабель.
5. Защита от коррозии и повреждений. Мы живем в климатических условиях отличных от Европейских - более низкие температуры, другие показатели влажности и т.п. В связи с этим антенны рекомендуют немного дорабатывать, что по сути является подгонкой под наши более суровые климатические условия. Специалисты рекомендуют места соединение разнородных металлов обрабатывать литолом и как можно эффективнее укреплять место заведения кабеля в кузов. Ни в коем случае не мажьте катушку индуктивности мазутом и пр. Катушка должна всегда оставаться сухой и чистой!!! В противном случае могут измениться емкастные характеристики Вашей антенны, а это может повлечь за собой проблеммы с настройкой. Тем более многие ГСМ смазки содержат графит. Графит - один из лучших проводников электрического тока.. Лучше всего по доработке обратиться к специалистам!
6. Оптимальное место для антенны - верхняя часть кузова, центр крыши. Антенны, установленные в центре крыши машины делает диаграмму направленности ближе к круговой (в таком случае антенна начинает принимать и передавать во все стороны одинаково хорошо). Не рекомендуется использовать для установки антенны капот, багажник и бампер. При такой установке антенна теряет КПД примерно в 2 раза, а иногда просто не настраивается..
7. Если Магнит - то большой. Очень часто бывает так, что возможности установить врезную антенну, просто банально нет, особенно это актуально, если автомобиль не личный или стоит на гарантии и доп.оборудование устанавливать запрещено. В таких ситуациях рекомендуется отдавать предпочтение максимальному диаметру магнита.
8. Антенный кабель должен быть цельным без скруток и длинна его должна меняться кратно. Для основных видов антенн допустимы кратные величины длинны кабеля: 3.40-4.00 метра, а следующая допустимая длинна 7.30-7.90 метра. Кабель с механическими повреждениями или составленный из нескольких кусков будет иметь большие электрические потери высокочастотного сигнала и приведет к возрастанию эфирных шумов и потере мощности передачи.
Настройка антенн и раций
Интернет-магазин сайт - это рации, антенны и прочие товары для радиолюбителей и профессионалов по выгодной цене. В нашем ассортименте всегда есть антенны, источники питания, аксессуары для радиостанций, преобразователи напряжения, и, конечно же, именно у нас Вы можете купить рации недорого и осуществить их профессиональную настройку.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы касательно подбора нужной модели рации, антенны, или любого другого товара, свяжитесь с нами по телефону или по e-mail. Если же Вы все еще ищите, где настроить рацию недорого, мы гарантируем самые низкие цены.
В интернет-магазине раций, антенн и аксессуаров Радиорубка.ком представлены модели всех известных мировых брендов: Yaesu, рации и антенны Midland, Kenwood, Motorola, Megajet, President, Vector и многие другие товары Вы можете приобрести дешево.
Статья написана для новичков, тех, кто первый раз собирается настроить антенну для работы на нужном ему канале (частоте). Кто уже неоднократно занимался настройкой антенн, вряд ли найдут в статье что-то полезное для себя.
Статья описывает основные моменты настройки простых однодиапазонных антенн - автомобильных врезных, на магнитном основании, базовых 1/4 ГП, 1/2 (полуволновок), 5/8 (пять восьмых).
Что нужно для настройки антенны
КСВ-метрПрибор, который показывает соотношение прямой (поступающей от радиостанции в антенну) и обратной (отражающейся от антенны) волны в кабеле.
Косвенно этот прибор показывает, что выходное волновое сопротивление радиостанции равно сопротивлению кабеля, а оно равно сопротивлению антенны. О том, что такое волновое сопротивление и чем оно отличается от того, которое показывает обычный тестер, можно прочитать в статье: .
КСВ-метр (измеритель КСВ) можно приобрести (цена вопроса около 1000 рублей) или на время попросить у кого ни будь из знакомых, у кого он имеется.
Радиостанция
КСВ-метр не работает без радиостанции.
Чем больше "сеток" есть в радиостанции, чем по более широкому диапазону частот может перестраиваться радиостанция, тем легче будет настроить антенну на нужную частоту (канал).
Имея радиостанцию с 40 каналами на 27 МГц настроить антенну можно, но очень сложно, с радиостанцией, которая имеет 400 или 600 каналов, это сделать намного проще.
Рулетка или линейка
Потребуется для измерения полотна антенны и определения на сколько сантиметров укорачивать или удлинять.
В принципе можно обойтись и без рулетки или линейки и выполнит настройку просто пошагово, по чуть-чуть укорачивая или удлиняя полотно антенны.
Основные положения при настройке антенны
Антенну нужно настраивать по месту, где она будет потом стоять.То есть антенну нужно настраивать в тех условиях в которых она далее будет эксплуатироваться, особенно если на расстоянии ближе чем 2-3 длины волны (длина волны = 300/частота в МГц (для 27МГц длина волны примерно 11 метров)) к ней находятся какие то токопроводящие предметы параллельные полотну антенны.
Если это базовая антенна, то для неё уже надо подготовить мачту, которая позволяет снимать и устанавливать антенну, поднимать и опускать всё это для настройки и технического обслуживания.
Если это автомобильная антенна, то автомобиль следует запарковать так, что бы рядом была именно та обстановка, которая будет при езде на нём в момент работы радиостанции, то есть на расстоянии порядка метров 5-10 стояли другие машины, но с другой стороны рядом не должно быть стен железобетонных домов, гаражей, нельзя стоять внутри железного гаража или ангара. В момент измерений при настройке у автомобиля должны быть закрыты двери, багажник. Не стоит самому стоять рядом с машиной, тело человека поглощает радиоволны и тем самым вносит потери, влияет на работу антенны.
На расстоянии 2-3 длины волны от антенны не должно быть движущихся токопроводящих объектов.
Все соединения приборов должны быть надёжными.
Не стоит держать всё "на весу", руками прижимая к контактам кое-как зачищенные куски кабеля, которые вот-вот выпадут из разъёмов или замкнут.
Надёжные соединения нужны, что бы показания прибора не изменялись как им вздумается, не плавали и были повторяемы. Если показания не повторяемы, то это уже не показания приборов, а погода на Марсе в момент поедания сникерса и ориентироваться на такие показания невозможно.
Как пользоваться КСВ-метром
Подключаем кабель к антенне, другой конец кабеля к КСВ-метру, к разъёму "ANT", разъём КСВ-метра "TRANS" подключаем к антенному разъёму радиостанции.Включаем радиостанцию и устанавливаем частоту, на которой будем производить измерение КСВ.
Если есть переключатель SWR/PWR переводим в положение SWR.
Переключатель на КСВ-метре "FWD/REF" в положение FWD.
Нажимаем на передачу на радиостанции и устанавливаем регулятором торчащим из КСВ метра стрелку на конец шкалы. Отпускаем передачу.
Устанавливаем переключатель "FWD/REF" в положение REF.
Нажимаем на передачу и отсчитываем на индикаторе показание КСВ. На большинстве КСВ метров чем меньше отклониться стрелка тем меньше КСВ, если не отклоняется вообще, то КСВ = 1 или прибор дохлый. Если на всех частотах, в положении REF стрелка не отклоняется, то либо у вас вместо антенны подключен хороший эквивалент нагрузки, либо прибор умер, но не будем о грустном.
Настройка антенны - шаг за шагом
Соединяем всё для измерения КСВ, как было сказано выше, антенну в рабочее положение.- Устанавливаем на радиостанции самую высокую частоту, которую способна выдавать радиостанция, например сетка G канал 40 (точнее смотрите в инструкции к радиостанции).
- Измеряем КСВ, двигаясь вниз по частотам примерно через 20 каналов (200 кГц), запоминаем, на какой частоте (канале, сетке) был минимум КСВ и какой КСВ был в минимуме.
Теперь есть несколько вариантов:
КСВ везде большой, прибор "шкалит".
Или вы не так пользуетесь КСВ метром или у вас обрыв в кабеле или антенне.
КСВ плавно, по мере уменьшения частоты падает, но до минимума мы не дошли.
Ваша антенна слишком длинная. Надо укорачивать. В укорочении стоит помнить золотое правило: "семь раз отмерь, один раз отрежь". Укороченное прилепить назад в больинстве случаев невозможно, так что укорачиваем по чуть-чуть, для антенн Си-Би диапазона 27МГц чуть-чуть это примерно 1 сантиметр, для LPD или PMR антенн диапазона 433-446МГц чуть-чуть это 2 миллиметра.
КСВ по мере уменьшения частоты возрастает.
Ваша антенна слишком короткая. Антенну нужно удлинить. Насколько именно - лучше процентов на 20, а потом укорачивать.
КСВ по мере уменьшения частоты падал, на некоторой частоте он стал минимален, а потом, по мере дальнейшего уменьшения частоты снова стал возрастать.
Это наиболее частый случай.
Означает такое поведение, что всё нормально, антенна работает в нужном диапазоне, осталось только подстроить её на нужную частоту (канал).
Если у вас этот случай, то желательно найти точно на каком канале минимум КСВ.
Если частота на которой был минимум КСВ ниже чем нужная вам, то антенну надо чуть-чуть укоротить, буквально по 5 миллиметров, если речь идёт о диапазоне 27МГц, после каждого укорачивания смотреть где сейчас минимум КСВ, и укорачивать так до тех пор, пока минимум КСВ не окажется на нужной вам частоте.
Если частота на которой был минимум КСВ выше нужной вам, то антенну нужно удлинить.
Что делать, если минимальный КСВ на нужной частоте, но это минимальное значение всё ещё большое
Это говорит о том, что антенна работает не совсем так, как задумано производителем или антенна дрянь, впрочем не нужно сразу о грустном.Если это автомобильная врезная антенна, то может быть ей "не хватает массы", то есть контакт с массой плохой.
Если это автомобильная антенна на магните, то ей тоже может "не хватать массы", например слой краски слишком толстый.
Или ваша автомобильная антенна стоит там где не следует ставить - рядом с элементами металлического багажника на крыше, рядом с дополнительным светом который вы навесили на багажник, вы её вообще примагнитили на капот или багажник, бампер или диск колеса.
Может быть, вы закрепили врезную антенну на алюминиевые полозья багажника, который у вас на крыше, но багажник оказался не алюминиевый а пластиковый или не имеет надёжного контакта с массой автомобиля, или недостаточно длинный и широкий, что бы выполнять роль массы для антенны.
Если антенна на магнитном основании, попробуйте поискать другое место, куда её "пришлёпнуть", попробуйте с угла крыши, по центру крыши, с другого угла.
Токи радиочастот текут не совсем так как постоянный ток, там где тестер покажет отличный контакт, для радиочастоты это может оказаться "узким местом".
Если антенна врезная, посмотрите, хорошо ли вы зачистили от краски место, куда крепится контакт массы антенны.
Если врезную антенну вы закрепили на багажнике или каком то крепеже на водосток, попробуйте улучшить контакт с массой. Бывали случаи, когда автор статьи брал 2 куска провода 0,5мм толщиной без изоляции, наматывал на кронштейн на котором была закреплена врезная антенна висящая на водостоке или багажнике, бросал их в разные углы крыши автомобиля по водостокам и КСВ с 3 уменьшалось до 1, то есть антенна начинала идеально работать (естественно сигнал в эфире при этом тоже улучшался).
Бросать дополнительные провода, драть краску а потом лить герметик или искать иные пути улучшения массы или точки установки - решать вам, это ваша антенна и ваша машина.
Если у вас не автомобильный, а базовый вариант антенны, то лечение тут собственно точно такое, а именно: может нужно больше "массы", а может надо лезть в конструкцию антенны с паяльником.
Для начала убеждаемся, что достаточно массы - труба основание, она же главный противовес, масса для антенн типа 5/8 (пять восьмых) и 1/2 (пол волны) должна быть не меньше 1/4 длины волны, то есть для 27МГц это порядка 2 метра 75 сантиметров. Больше - лучше; меньше - придётся удлинять проводом, брошенным по крыше.
Хотя иногда бывает и так, что всё сделано хорошо, а антенна не настраивается, так было у знакомого автора статьи, 1/2 не хотела настраиваться. Вроде в частоте, а КСВ не 1 и даже не 1,2 и не 1,5 - оказалось кто-то "залез в антенну" до него и отрезал виток катушки установленной внутри антенны.
Очень вероятно и то, что мешает вашей базовой антенне рядом натянутая оптика вашего провайдера или мачта коллективной антенны.
Сколько резать и для чего линейка?
Размеры антенн зависят от частоты линейно.
В случае, если антенна полноразмерная, то, насколько нужно её укоротить или удлиннить, что бы попасть в желаемую частоту, напрямую зависит от того соотношения текущей частоты, где она резонирует и желаемой частоты, где хотелось бы что бы антенна резонировала.
Поясню на примере:
у нас есть четверть, её длина пусть 267 сантиметров, резонирует она (КСВ минимален) оказался на частоте 27.0 МГц (4 канал секта C), нам хочется, что бы антенна заработала на 27.275 МГц.
Считаем К различия частот:
27.0 / 27.275 = 0.9899175068744271
Умножаем на этот К текущую длину антенны:
267 * 0.9899175068744271 = 264.3
и получаем длину, которую должна иметь антенна что бы заработать на 27.275.
Вычисляем сколько резать:
267 - 264 = 3 см.
Однако!
Резать сразу именно на 3 см не нужно. Не забываем, антенна это не только штырь, это ещё и противовесы. Влияет всё.
Так можно отпеделить порядок первой резки - то ли 3 см, то ли 5 мм.
Далее действуем пошагово.
Для приведённого выше примера, можно отрезать 1.5 см, опять найти резонанс, а исходя из полученного результата двинуться далее.
На последок, хотя наверно это нужно было написать первым:
Основные правила установки антенн
Антенну нужно ставить не ближе одной длины волны к другим токопроводящим предметам, особенно тем, которые будут параллельно антенне.
Чем выше установлена антенна, тем лучше.
Понятное дело, что для автомобильных антенн на 27МГц эти правила просто невозможно соблюсти, по этому автомобильные антенны компромиссные, по этому не требуйте от них чудес.
Если всё же вам некогда, нет желания разбираться с премудростями измерения КСВ, искать КСВ-метр, настраивать антенну самостоятельно и вы находитесь в Новосибирске, можете обратиться например сюда: